Блог

Дизельное топливо и солярка — это одно и то же или нет?

«Солярка» или по-другому «соляра» – слово, которого нет в словарях и энциклопедиях, но его часто используют в разговорной речи, когда имеют ввиду дизтопливо. Даже в литературе или профильных статьях на сайтах дизельное топливо для двигателей внутреннего сгорания изредка называют соляркой. Откуда это пошло есть много версий и концов уже никто не помнит. Кто-то назвал, а остальные подхватили.

Самая правдоподобная версия, почему дизтопливо называют соляркой, на наш взгляд — сходство дизельного топлива с соляровым маслом. Когда только начинали перегонять сырую нефть, соляровое масло было очень популярным. Тогда оно использовалось для освещения, смазки и заправки дизельных моторов тихоходной техники, к примеру, тракторов. А когда появилось дизельное топливо, водители сельхозтехники по привычке продолжали называть его «соляркой». Вряд ли у них были ассоциации с немецким словом Solaröl, как утверждают сторонники этой версии. Solaröl переводится с немецкого на русский язык как солнечное масло. Да, дизельное топливо, которое сейчас в продаже, действительно на него похоже по цвету и консистенции.

Со временем и даже сейчас слова «дизтопливо» и «солярка» в обиходе стали взаимозаменяемыми. Разве что водители дорогих внедорожников, работающих на дизтопливе, не называют «дизель» «солярой». Наверное, чтобы их ни в коем случае не ассоциировали с трактористами.

Подведем итог: солярка и дизельное топливо — разные жидкости. Но так как продукты на основе солярового масла сейчас называют по-другому, то это слово ассоциируется с дизтопливом. Соляра стала синонимом таким словам, как дизельное топливо, дизель, ДТ, дизтопливо.

Что такое соляра?

Солярка (соляровое масло) – это одна из множества фракций нефти, прошедшая щелочную очистку. Поэтому кроме просторечного названия и отношения к нефти у нее мало общего с дизельным топливом. В основе слова «солярка» немецкое «Solaröl», что переводится как «солнечное масло». Так в XIX веке назвали одну из тяжелых фракций, образующихся при перегонке нефти. Может поэтому и дизельное топливо называют тяжелым. Из этой фракции в СССР выпускали соляровое масло. Его использовали для заправки судовых дизелей, тракторов и сельскохозяйственной техники тех времен. Сельхозтехника тогда была оборудована низкооборотистыми моторами, за счет чего транспорт передвигался очень медленно. Хотя скорость в то время и не была ключевым фактором качества транспортного средства.

Сейчас солярка используется редко в отдельных типах дизельных двигателей. Основные показатели солярового масла:

  • Вязкость — 5—9 мм2/с при 50 °С.
  • Отметка вскипания — 240—400 °C.

Солярка более вязкая чем ДТ, температура выкипания этого продукта гораздо выше. Такие показатели качества солярки неприемлемы для использования в современных двигателях, так как это может привести к серьезным последствиям и дорогому ремонту транспортного средства. А дизельные моторы под солярку есть на некоторых видах тепловозов, судов и тракторов.

Что такое дизтопливо?

Дизельные топлива — это смесь нафтеновых, парафиновых и ароматических углеводородов. Выкипают они при температуре от 180 до 350 °C. В составе этих жидкостей также встречаются фракции прямой перегонки – керосиновая, газойлевая, соляровая. ДТ бывает разным по составу и своим характеристикам. Оно проходит различные стадии очистки, чтобы соответствовать показателям принятых стандартов. Производители очищают и добавляют присадки, чтобы подвести продукт в товарный вид. При этом вязкость находящихся внутри продуктов соответствует показателям не превышающим значений от 4 до 5 мм2/с. А температура воспламенения соответствует уровню около 70 °C.

ДТ дистиллятное маловязкое используется для быстроходных двигателей. В его составе гидроочищенные керосино-газойлевые фракции прямой перегонки и менее 20% газойлей каткрекинга и коксования. Для тихоходных двигателей, установленных на тракторах, судах либо работающих стационарно применяют высоковязкое остаточное топливо. Вязкое топливо для тихоходных двигателей — это смесь мазутов с керосиново-газойлевыми фракциями.

Чем отличаются марки ДТ для заправки автомобилей?

В этом обзоре мы не будем подробно рассматривать виды дизтоплива для самолетов, судов и прочих агрегатов, которые не касаются рядовых потребителей. Обычные автовладельцы заправляются на заправках, и поэтому рассмотрим параметры горючего, которое подается на АЗС. В первую очередь обратим внимание на маркировку. ДТЛ — это летнее топливо, ДТЗ — зимнее, ДТА — арктическое. Из этого следует, что первое используется летом и в южных регионах практически круглый год, второе предназначено для межсезонья, а третье используется зимой в условиях крайнего севера, ведь температура его застывания выше минус 55 °C.

Чтобы определить, какое горючее будет более оптимальным для конкретного случая, следует учитывать сезонность применения, а также температурные отметки вспышки, застывания и фильтруемости.

Среди общих характеристик летнего и зимнего топлива выделяются:

  • индекс — 53;
  • максимальная зольность — 0,01%;
  • отсутствие механических примесей;
  • прозрачность.

Отличия летнего и зимнего дизтоплива:

Дизельное топливо для применения летом и зимой имеет следующие отличия:

  • Кинематическая вязкость летнего ДТ — от 3 до 6, а зимнего — от 2,7 до 6 (при температуре не более +20 °C.
  • Плотность ДТЛ при +20 °C составляет 860 единиц, а ДТЗ — 245.
  • Температура застывания тоже отличается. Для летнего она наступает уже при -10 °C, а для зимнего — при -35 °C.

Итог

Солярка и дизтопливо — это разные продукты нефтепереработки. Хотя обычную солярку сейчас практически не найти в свободном доступе, но все же уточним, что ее нельзя заливать в дизельные ДВС. У соляры совершенно другая вязкость и температура закипания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *